В зависимости от конструкции запорного элемента задвижки подразделяются на параллельные и клиновые: первые имеют уплотнительные кольца, расположенные параллельно друг другу, а у вторых кольца располагаются под небольшим углом, образуя клин.
Задвижка 30с41нж - представитель клиновых задвижек с выдвижным шпинделем. Она предназначена для использования в качестве запорного устройства на трубопроводах, где среда - это жидкие (при температуре от -40 до +425 С) и газообразные (при температуре от -40 до +50С) неагрессивные нефтепродукты. Также задвижки 30с41нж применяют для абразивно-коррозионных сред. В этом случае клин и внутренняя полость корпуса и крышки облицованы листовой кислотостойкой резиной.
Задвижка 30с41нж имеет достаточно простую конструкцию и состоит из оси, клина, шпинделя, маховика, гайки, сальника, крышки и прокладки.
В процессе эксплуатации трубопроводной арматуры, для того, чтобы знать, в каком положении находится затвор - открыт или закрыт запорный орган, задвижки 30с41нж снабжают указателем подъема затвора. Указатель может состоять из двух видов шкал - линейной или круговой.
Соединение задвижек 30с41нж с трубопроводом осуществляется с помощью фланцев и под приварку. Сварные задвижки, при отсутствии фланцев и разъемного соединения с прокладкой, делают невозможным протечку в стыках. Эта конструкция снижает массу арматуры и уменьшает количество деталей, необходимых для соединения. Материал, из которого изготавливается корпус задвижки 30с41нж, - высококачественная сталь 25Л. Герметичность затвора выполнена по классу "С" согласно ГОСТ 9544-93, а климатическое исполнение - У1, Т1 по ГОСТ 15150-69.
Задвижка 30с41нж обладает ручным приводом-маховиком и подходит к моделям фланцевых шаровых кранов. Иногда такие задвижки изготавливают под электроприводы.
Классифицируются задвижки 30с41нж по значению Ру:
- ДУ-50 ЗКЛ-2
- ДУ-80 ЗКЛ-2
- ДУ-100 ЗКЛ-2
- ДУ-150 ЗКЛ-2
- ДУ-200 ЗКЛ-2
- ДУ-250 ЗКЛ-2 и т.д.
В последнее время на отечественном рынке появились задвижки с выдвижным и не выдвижным штоком. Причиной появления последних стала необходимость уменьшить габариты эксплуатационного рабочего пространства за счет простого конструктивного решения, что помогло добиться максимального комфорта при монтаже и эксплуатации трубопроводов. Например, задвижка 30с41нж с выдвижным штоком в открытом состоянии, расположенная на метровой трубе, требует высоты рабочего пространства в полтора раза большей, чем задвижка с не выдвижным штоком.