Система кондиционирования отбирает у воздуха лишнее тепло и снижает уровень его влажности. Ощущение свежести в салоне автомобиля создается за счет того, что воздух благодаря усилиям кондиционера становится более прохладным и сухим. Система кондиционирования в стандартном исполнении состоит из нескольких рабочих узлов, которые между собой соединены герметичной системой трубок. Самым основным элементом, от которого и зависит эффективность работы охладителя воздуха, является вентиль игольчатый. Он находится на испарителе в салоне машины. Через него в испаритель поступает под высоким давлением хладагент в жидком виде. В испарителе он разбрызгивается в виде тумана. Вентиль игольчатый имеет маленькое отверстие, сечение которого меняет иголка, расположенная в отверстии. Она работает от термодатчика, который расположен внутри испарителя, в результате своей работы иголка перекрывает сечение отверстия. Вентиль игольчатый пропускает через свое отверстие жидкий хладагент, который под низким давлением превращается в газ. Именно в это время происходит резкое падение температуры.
Игольчатый вентиль имеет следующие основные характеристики:
- рабочая среда: вода, конденсат, нефтепродукты, газ;
- давление рабочей среды кгс/см2: до 160;
- условный диаметр проходного сечения, мм: 5;
- температура рабочей среды, С: до 300;
- герметичность: полная;
- присоединительные размеры: М22х1,5;
- срок эксплуатации, лет: до 5;
- габаритные размеры HхLхS, мм: 87х66х27;
- вес, кг: 0,4.
Вентиль игольчатый может быть заменен на диафрагму, в которой нет движущихся деталей. В этом случае не регулируется расход хладагента в испаритель, но контролируется его подача при помощи реле давления. Хладагент в виде газа низкого давления проходит по теплообменнику и воздух в салоне охлаждается. Для ускорения этого процесса испаритель снабжен ребрами. Влага, которая содержится в воздухе салона автомобиля, конденсируется на поверхности испарителя и удаляется из салона, а воздух становится более сухим и холодным. Компрессор приводится ремнем от двигателя через муфту и работает по принципу насоса. Он перегоняет хладагент по трубам, заставляя теплый воздух переходить с низкого температурного уровня на более высокий. При работе компрессор создает разряжение, которое вытягивает газообразный хладагент из теплообменника. Давление хладагента внутри компрессора повышается, в виде газа под высоким давлением он поступает в конденсатор. Там он снова превращается в жидкость, при этом тепло рассеивается и выбрасывается в атмосферу. В виде жидкости под давлением хладагент из конденсатора снова поступает на вентиль игольчатый, и весь цикл повторяется сначала.
Это описание базовой схемы работы автомобильного кондиционера, но на практике в нее могут включать некоторые дополнительные узлы и элементы. Например, ресивер-осушитель, который фильтрует хладагент и выводит из него влагу. Это устройство устанавливается между конденсатором и игольчатым вентилем.