В общем виде стандартный регулировочный клапан конструктивно представляет собой сборное изделие трубопроводной арматуры, состоящее из сквозного цилиндрического корпуса, крышки, сальника, направляющей втулки и шлицевой гайки для крепления привода. Внутри корпуса размещены шток, фиксатор, параболический плунжер, поджатое седло, уплотнители седла и крышки. Для соединения клапана с трубопроводом обычно применяются сварные, фланцевые или винтовые соединения. Наиболее распространенный тип составили фланцевые соединения, в то время как сварные получили широкую востребованность главным образом в линиях высокого давления водяных/паровых контуров. Преимущества сварного соединения обусловлены их герметичностью.
Независимо от сферы применения (энергетика, химическая, нефтехимическая, газовая, пищевая промышленность, газо– и водоснабжение), регулировочные клапаны играют существенную роль в управлении производственными процессами, регулируя параметры рабочей среды, контролируя непрерывное протекание производственного процесса и связывая между собой его отдельные фазы.
Для установки плунжера клапана в соответствии с требованиями системы управления клапан регулировочный дополнительно оснащается одним из трех типов приводов:
- пневматическим;
- электрическим;
- электрогидравлическим.
Именно регулировочный клапан с пневматическим типом привода может считаться наиболее оптимальным с точки зрения функциональной и экономической обоснованности. Его можно эксплуатировать даже на взрывоопасных участках, так как он обеспечивает высокое быстродействие, постоянную герметичность и быстрое приведение системы в положение безопасности.
Электрические приводы устойчивы, точны и могут быть приведены в действие посредством контроллера процесса, однако требуют больших расходов на обеспечение безопасности и эксплуатации в зонах риска, обладая при этом сравнительно невысоким быстродействием, что в своей совокупности может быть отнесено к их недостаткам.
Электрогидравлические приводы отличаются улучшенными динамическими качествами, стабильностью и быстродействием в сочетании с большим усилием привода, а также безопасностью. Их недостатки заключаются в повышенной стоимости и ресурсоемкости.