Задвижки используются в трубопроводах для полного перекрытия потока рабочей среды (воды, газа, пара). Редко применяются задвижки регулирующие, позволяющие перекрывать поток среды в трубопроводе частично.
Изготавливаются нержавеющие задвижки из нержавеющей стали.
Задвижка состоит из корпуса и запорного органа.
По конструкции запорных элементов задвижки делятся на шиберные, параллельные, шланговые, клиновые. Клиновые задвижки бывают с упругим, жестким или двухдисковым клином.
По расположению ходового узла задвижки бывают с выдвижным шпинделем (ходовая резьба шпиндель-гайка находится вне корпуса арматуры) или невыдвижным шпинделем (ходовая резьба шпиндель-гайка находится внутри корпуса арматуры).
В зависимости от диаметра условного прохода бывают полнопроходными или суженными. Управляются вручную, реже – при помощи привода (гидро-, электро-, пневмо-).
Применяются нержавеющие задвижки в трубопроводах с диаметром от 15 мм до 2000 мм. Выдерживают рабочее давление до 25 МПа, температуру рабочей среды – до 565 градусов Цельсия.
Задвижки обладают малым гидравлическим сопротивлением, имеют небольшую строительную длину.